Красота и изысканность зданий эпохи средневековья и Возрождения не перестают вызывать трепет и удивление даже сейчас. И довольно часто, рассматривая очередной великолепный собор, словно воплощающий в себе саму суть изысканности и возвышенности, люди задаются вопросом «для чего на крыше зданий размещали гаргулий?».
Итак, что же представляют собой эти каменные чудовища? Прежде всего, это элементарный водосток крыши здания, но выполненный в виде фигуры. Он позволял сливать воду на землю, отводя ее от каменных стен, иначе разъедался бы скрепляющий их раствор. Именно по этой причине горгулий на крыше сидело несколько: они разделяли дождевые потоки и снимали риск разрушения строения. Однако это не просто водостоки, иначе ведь сделать их можно было и способом попроще, чем вытесать из каменных глыб здоровенные фигуры.
Прежде всего, свирепые страшилища усаживались на крышах зданий для того, чтобы отгонять прочь злые силы, различных демонов и их коварных пособников.
Надо сказать, что версий о назначении гаргулий существует немало. Для чего на крышах размещали гаргульи? Возможно, в напоминание о грехах человеческих, грешных душах, вечно недремлющих силах зла. Или ради подчеркивания красоты церкви путем сравнения с уродством и убожеством каменных тварей.
Для чего на крыше зданий размещали гаргулий? Чтобы продемонстрировать одну очень интересную деталь в средневековой мифологии. У сил света всегда должен быть враг. Ведь без тьмы света нет, и наоборот. Но, в самом деле, не Люцифера же водружать на церковную крышу. Почему же именно гаргульи?
У греков эти существа не олицетворяли собой силы зла, а являлись некой обобщенной формой божественной силы, бесформенной и неопределенной. Воля могла быть как злая, так и добрая, но неизменно определяющая судьбу какого-либо человека. Исполнив свое назначение, это существо всегда исчезало из истории, не оставляя ни малейших следов. То есть, по сути дела, гаргульи были своеобразными посредниками между людьми и божественными силами. Так же называли и низших крылатых неземных созданий демонической природы.
В христианстве гаргулья превратилась в создание исключительно зловещее. Это существо символизирует силы хаоса, служит воплощением демонических сил, подвластных божественной воле. Все они побеждены высочайшей духовностью, местом сосредоточения которой на грешной земле всегда служил храм. И укрощенные чудища водружались на крышу церкви, защищая ее, служа ангелам, святым и всем остальным сторонникам божественной воли и, разумеется, демонстрируя победу добра над злым началом. Как очень многое в средневековой культуре, этот образ безмерно символичен и назидателен. И, конечно, своеобразен и по-своему красив.
Впрочем, у известного чудовища есть и довольно интересная легенда, не связанная с античностью. Согласно старинным французским сказаниям, в Сене когда-то обитал потомок драконов по имени Гаргулья, бывший, скорее, водяным змеем, лишенным крыльев. Этот змей всячески досаждал местному населению: топил корабли, жрал всех, кто попадался ему в пасть, устраивал наводнения, окатывая водой из пасти прибрежные низины. Все закончилось тем, что при помощи хитрости святого Романа, тогдашнего архиепископа города Руана, населению удалось выманить тварь на берег и прикончить. Ну а затем кто-то предприимчивый придумал поставить на крыше храма уменьшенное изображение Гаргульи, дабы отводить воду и символизировать победу божественной воли над всякими мерзкими тварями.
На церковных крышах порой сидят различные каменные изваяния, страшные, безобразные, ужасные и уродливые. Но не все из них горгульи. Некоторых называют химерами. А различить их очень просто. Ведь для чего на крыше зданий размещали гаргулий? Ради охраны стен от дождевой влаги. То есть, прежде всего, горгулья окатывает зазевавшихся прохожих струей грязной воды с крыши, а уже потом являет миру пример обреченной на неудачу борьбы зла с добрым началом. Химеры же с водостоками никак не связаны и просто сидят на парапете. Самые известные из них – задумчивые изваяния на прекраснейшем соборе Нотр-Дам-де-Пари, вошедшем в историю и овеянном славой не только благодаря своей красоте, но и не имеющему себе равных по силе и печали роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». К слову сказать, этой же церкви посвящен и знаменитый французский мюзикл, долгие годы не сходящий со сцены.