Несмотря на развитие современных технологий и бурные архитектурные фантазии, все чаще воплощающиеся в реальности, люди не перестают удивляться творениям, построенным за много сотен дней до нашего времени. Казалось бы, как можно было соорудить сложнейшие здания, не обладая современной строительной техникой, средствами моделирования, новейшими материалами? И вообще, как в древности строили здания без чертежей?
Классические памятники архитектуры настолько прекрасны, что поражают воображение тысяч туристов. Внушительные мраморные храмы, изящные колонны, старинные пирамиды. Как в древности строили здания без чертежей? Или чертежи все же были, но просто не дошли до наших дней? Десятки археологов почти двести лет ломали голову над этой загадкой. Нельзя ведь строить «на глазок», тем более что в источниках остались свидетельства, согласно которым зодчие античности, например, составляли развернутые, полные подробностей пояснения в письменном виде. В них раскрывались все тонкости и замыслы очередного шедевра. Но где искать эти пояснения и чертежи?
Итак, как в древности строили здания без чертежей? Как это часто бывает, ответ буквально лежал перед глазами. Археологи в 1979 году нашли одну из разгадок на территории знаменитого святилища Аполлона, расположенного в Дидимах, что сейчас находится к югу от турецкого городка под названием Секе. Находка преспокойно хранилась в руинах. Выяснилось, что тонкие линии на каменных плитах и были ответом на вопрос «как в древности строили здания без чертежей». Древние греки, сооружая здания, прочерчивали расчеты прямо на плитах будущих храмов, святилищ или дворцов.
В храме Аполлона строительные расчеты раскинулись больше, чем на
двести квадратных метров, подробно описывая, как именно будет строиться
сооружение. Это святилище по замыслам авторов должно было стать одним из
чудес света и не уступать по грандиозности знаменитому святилищу богини
Артемиды в Эфесе. Однако стройка шла очень медленно, а спустя шестьсот
лет и вовсе остановилась. Здание так и простояло вплоть до
Средневековья, а затем землетрясение разрушило значительную часть
построенного. Однако даже сейчас эти руины поражают своим величием,
грандиозностью замысла, изяществом резьбы и грацией колонн.
Разбираясь, как в древности строили здания без чертежей, археологи пристально рассматривали тонкую сетку из геометрических фигур и пересекавшихся прямых линий, которая покрывала стены. Многие прямые линии доходили до двадцати метров, а окружности – до десяти метров в диаметре. Оказалось, что античные архитекторы выстраивали фигуры тонкими линиями и вырезали в камне при помощи металлического резца, длинной линейки и циркуля. Если допускалась ошибка, ее тут же исправляли. Кстати говоря, следы таких исправлений дошли до наших дней.
Исследовав чертежи, ученые обнаружили интересный красноватый пигмент минерального состава и выяснили, что поверхность камня сначала покрывали красным мелом и только после этого приступали к выполнению самих чертежей. В результате на темном фоне ярко выступали белоснежные линии. Если чертежник ошибался, можно было красным мелом затереть неточность и работать дальше.
Увы, время не щадит ничего и никого. Тонкие изящные линии можно увидеть лишь тогда, когда косые линии солнца падают на каменную поверхность развалин. Второй вариант – использовать зеркала. Ученые не смогли оставить древний шедевр без внимания. Так как глаз не позволяет рассмотреть все детали чертежей, современные чертежники еще в 1980 году начали перечерчивать древние схемы в уменьшенном варианте, чтобы лучше изучить старинные технологии.